СЕМЬ ХВОСТОВ КАЗАЧЬЕЙ ПЛЕТКИ

Легонько похлопать вновь сделанной нагайкой по спине сына казак Павел Шатров считает обязательным. Мастер плетения верит, что этот простой обряд дает его художественным изделиям путевку в жизнь.

фото, плетка - ШатровНе для женщин и коней

Сегодня плетки Шатрова хранятся не только в казачьем музее. Они, как живые существа, обрели своих хозяев по всей стране, пересекли океан и поселились в Америке, Англии, Франции.

Для чего же все-таки казаки использовали плеть – для боя или для наказания животного? Павел Шатров отвечает:

- Казаки коня плеткой не били! Это же друг, брат! Годовалый конь покупался парню в 14 лет. И он рос рядом со своим хозяином, который его поил-кормил, обучал, купался с ним в реке. Ко времени призыва казака на службу – в 19 лет – рядом с ним был надежный и верный товарищ, способный помочь в бою.

Редкое эмигрантское издание казачьего словаря-справочника, изданного в Калифорнии в 1968 году, утверждает другое: «Короткая твердая плеть для наказания коня; принята у большинства азиатских степняков и кавказских горцев, в том числе и у казаков. Благодаря тому, что во время службы царю казакам приходилось иногда пускать в ход нагайки для разгона революционных и погромных выступлений в русских городах, их стали называть «нагаечниками». Но нагайка выглядит совсем безобидным средством принуждения по сравнению с теми, которыми пользовался русский пролетариат, придя к власти в СССР».

Мастер Шатров приводит исторический пример:

- В этом есть доля истины: казаки разгоняли демонстрантов во время февральских событий 1906 года с помощью плетей. Зимой люди были одеты в тулупы, шубы, так что с точки зрения нанесенных травм там могла быть от силы порванная одежда и синяки. Большевики сильно преувеличивали возможности плетки, выставляя ее чуть ли не как главное и опаснейшее оружие «царских псов», как они пренебрежительно называли казаков.

Вопреки расхожему мнению, на женщин казаки тоже руку не поднимали. Однако нагайка традиционно висела над входом в спальню, символизируя власть мужчины в доме. Жена задевала ее головой и помнила о том, кто главный.

Настоящих умельцев, мастеров ножа и кожи, не так много, как в старину, когда каждый мальчишка в казачьем дворе знал, как это делается. Шатров один из тех, кто старается сохранить искусство отцов и дедов.

- Я начал заниматься плетением где-то с осени 1991 года, - вспоминает Павел. – Возрождающемуся казачеству нужны были атрибуты для формы. Мы шили ее сами, добывали погоны, кокарды, и плетки в том числе. Всем нравилась атрибутика, и мне тоже захотелось иметь что-то по-настоящему казачье. Один старый пастух, умевший плести кнуты для скота, показал мне несколько узлов и вариантов плетения. Сначала получалось плохо, но потихоньку освоил ремесло.

Нагайка из сапога

По словам мастера, самая лучшая кожа для плеток – свиная, чуть похуже - говяжья сыромятная. Но, в принципе, плести можно из любой, даже из хромового сапога! И получается очень даже красивая вещь, кстати, одного сапога как раз хватает на плетку.

Конец плети в старину оформлялся по-разному: чаще всего оставлялась просто длинная нить, такая, как у кнута, или концы кожи закручивались в тугой узелок. Казаки часто делали плети-семихвостки. Начиналось плетение с восьми полос, а в конце одна из них возвращалась в обратную сторону для закрепления. В итоге оставалось семь «хвостиков». Иногда казаки в конец плети вставляли медную пулю, но вообще украшать плетку было не принято. Она красива сама по себе своим плетением! Павел лишь иногда украшает свои изделия. Но меняются времена, и теперь это не только монетки и простые медные трубочки. Может пригодиться все что угодно, например, мелкие детали холодильника или... тормозной системы автомобиля.

Мастер показывает поистине редкую вещь, достойную музея или частной коллекции – афганскую плеть, похожую на гибкое тело кобры. На первый взгляд, кажется, что ее ручка сделана из змеиной шкуры или блестящей медной проволоки. На самом деле это обычная кожа, просто туго сплетенная из тончайших полосок, а получившиеся мелкие колечки до блеска отполированы временем и ладонями владельцев.

Дело техники

Буквально на глазах всей редакции «Казачьего Терека» Шатров превратил кусочек белой кожи в плетеную ручку.

- Сначала кожу надо слегка намочить на пять-десять минут, - поясняет мастер. - Она станет мягче, будет хорошо натягиваться. Любое плетение начинается с узла. У моряков их применяется более пятисот. Декоративные узлы имеют свои названия – «турецкий», «узел счастья», «кулак обезьяны», «дерево жизни», «жозефина», в древности им даже приписывали волшебную силу. Чем туже и сложнее узел, тем красивее шарик на ручке плетки, которая диктует всю ее «внешность». В качестве заготовки для рукоятки вполне может подойти алюминиевая трубка от лыжной палки. Переход от жесткой ручки к мягкой части оформляется декоративно. В среднем толщина плети - 16, а длина – 180 мм. Идеальный размер, если в руках человека, стоящего по стойке смирно, она на 2 см не достает до земли.

Никаких особенных инструментов для работы не требуется: обычные портняжные ножницы и острый нож, также может понадобиться пинцет. Отмерить необходимо две длины будущей плети, а полоски лучше нарезать с постепенным сужением к низу – тогда плетение будет красивым и аккуратным. Тем, кто только осваивает ремесло, лучше начинать с четырех полосок. Потом можно усложнить, сделав – 8, 10, 12. Чем больше - тем сложнее, но и красивее. Из шести полосок лучше не делать, иначе рисунок будет несимметричным. Важно, чтобы снаружи была выделанная поверхность кожи.

В казачьем музее Ставрополя хранятся несколько работ Шатрова: донские с деревянными ручками и даже с козлиной ножкой вместо рукоятки, плетка с тайником для кинжала. Ради творческого эксперимента он сделал плеть с двумя концами. Один, чтобы подгонять коня, другой – для боя. Боевая часть заканчивается мешочком, куда зашит свинец (раньше туда вкладывали круглую пулю или картечь). А рядом с темляком - колечко, чтобы менять концы местами.

Наталья Гребенькова, Ставрополь

2009 год

Прокрутить вверх