ВО СТЕПИ ПОДРУГА
Порядка двухсот шашек сделал за свою жизнь казак Александр Георгиевич Алябьев. Среди них нет двух одинаковых. Каждая из них эксклюзивна.
Все они делались с безграничной любовью и чистым сердцем. Так, как просила его казачья душа. За годы неустанного труда мастер-художник в совершенстве освоил технологию изготовления казачьих шашек и кинжалов. В Национальном музее Кабардино-Балкарии хранится его авторская работа – подарок от жителей Прохладненского района президенту республики Валерию Кокову. Приходилось Алябьеву изготавливать и шашки с двумя лезвиями, как у кавказских абреков, но такие образцы не являются строевым оружием.
— После Кавказской войны у офицеров российской армии считалось шиком носить кавказскую шашку, — Александр Георгиевич делает небольшой экскурс в историю. – Ее называли клинком ярости. А вообще само название этого холодного оружия происходит от кабардинского слова «шашхо». В отличие от сабли она имела чистую рукоять и носилась лезвием назад. Очень популярным в то время стало награждение именными шашками. И тогда, кроме частных мастеров, их стали выпускать различные заводы, в том числе Тула и Златоуст.
Давно уже никто не стоит с молотом и наковальней в станичной кузнице. Стальной клинок изготавливается с помощью кривошипного молота. Но до сих пор химический состав водородистой стали соответствует тому, которого придерживался завод Златоуста в 1914 году. Сейчас такой металл используют для изготовления рессор автомобиля, он очень хорошо хранится.
Стандартная шашка имеет длину 96 сантиметров, а благодаря тому, что казак носил ее на портупее через плечо, то ее можно было регулировать в соответствии с ростом. И сегодня ничего не изменилось.
Рукоять клепается из двух половинок, которые делаются из кости или твердых пород дерева – бука, дуба. Места клепки маскируются декоративной обработкой.
— Особенно хорош для изготовления рукояти кап, — утверждает мастер. – Это нарост на дереве. Он очень крепкий, смолистый, имеет красивый, как будто перламутровый, орнамент. Форма ручки стандартная, она выработана веками, я интересовался этим в музеях.
Ручку кипятят в льняном или подсолнечном масле, нагретом до 180 градусов, для того чтобы в дальнейшем не впитывала в себя воду. Примерно за 40 минут она приобретает темный цвет, после чего изделие полируется матерчатым кругом и приобретает блеск. Иногда при полировке добавляется воск или парафин. Заключительный этап – обработка пяты шашки (окончание ручки). Пята имеет отверстие для темляка – кожаной петли, которая надевается на руку, чтобы во время боя оружие не упало. Темляк делается обычно по размерам руки будущего владельца, строгих стандартов не существует.
Декоративные украшения — скань и филигрань, разнообразные насечки, тиснения – это, пожалуй, самый творческий процесс для художника. Сначала выливается что-то вроде толстой проволоки из серебра или мельхиора. С помощью молотка ей придается круглая форма. Через специальные приспособления – филюры – проволока протягивается до того уровня, который требуется для заготовки скани.
— Скань – крученая проволока на цепочках, — поясняет Александр Георгиевич. – Потом все эти украшения прикрепляются на верхний или нижний приборы.
Неотъемлемым атрибутом казачьей шашки являются ножны. Как рассказал Алябьев, для них также используется дерево:
— Делается заготовка по клинку из двух половинок, потом выборка древесины по его форме и склеивание. После того, как все обретет монолитность, начинается обработка и обтягивание кожей. Так называемые приборы выполняют каждый свои функции – к верхнему крепится ремень, а нижний предохраняет шашку от повреждений.
До тех пор, пока живет казачество на кавказской земле, пока бережно хранят они свои традиции, будет жить и казачье ремесло. И как сказал корреспонденту «Казачьего Терека» большой мастер своего дела Александр Григорьевич Алябьев: «Моя лучшая шашка еще не сделана. Это еще впереди!».
Ирина Щербакова, Прохладный, Кабардино-Балкария
2009 год




