ЧИСТАЯ ДУША СТАНЕТ ВХОДНЫМ БИЛЕТОМ

Действительно, если ты чист душой и у тебя добрые намерения, то ты легко попадешь в театр-студию «Оптимисты», руководит которой Михаил Данилович Литвинов – председатель совета стариков Старомарьевского куренного казачьего общества.

фото Литвинова - театрБез корней дерево засыхает

Особенность этого театра в том, что находится он у режиссера дома, а постановки проходят прямо в одной из комнат. Предки Михаила Даниловича — кубанские казаки. Поселились здесь, на земле Старомарьевской станицы, еще во времена Екатерины II. Фамилия Литвинов сохранилась, но раньше ударение было на последнем слоге. Михаил Данилович показывает на фотографию, висящую на стене в рамочке:

— Вот папа мой в форме казачьей и в кубанке. Я у него спрашивал: «Пап, а почему ты никогда не надевал больше казачью форму, вот только один раз сфотографировался и все?». А он говорит: «Сынок, знаешь, раньше было такое гонение на казачество, что мы вынуждены были ее не то, что не надевать, а даже не иметь при себе. И я, вот, как сфотографировался, даже в дом не принес эту форму».

Рассказывая о своих корнях, казак Литвинов, конечно, вспомнил историю превращения кубанской станицы в село по указу царицы.

— Если от дерева постепенно корни отрубать, отрубать, то дерево потихоньку засыхает, — с грустью говорит Михаил Данилович. – Оно же питается корнями, а раз их нет, значит, ствол умирает. Так, постепенно и наша станица умирала, превращаясь в село. Все обряды, порядки в доме, все ушло в небытие. Говорят, что невозможно два раза войти в одну и ту же реку, но все-таки оставшиеся пытаются возродить здесь казачество. И довольно много собирают молодежи. Пытаются воспитывать и прививать им обычаи и нравы казачьи, уклад жизни, но современная молодежь идет на это очень трудно – подзасохло все…

Для того, чтобы дети ценили и перенимали все это, нужно настолько этим жить, забыть семью, поистине быть примером. Помните, как Иисус приводил к себе учеников своими делами, своими поступками, своим примером ежечасно и ежесекундно? Вот возьмите Библию – это книга книг, из которой я очень много черпаю. И каждый раз, когда я ее читаю заново, все равно оказывается, что я очень многого не знаю.

Искусство ревниво, оно требует тебя полностью

Училище культуры и искусств в Симферополе, институт, режиссерские курсы… Личной жизнью заниматься было некогда. Любимая девушка устала ждать, а он все учился и учился. А потом, когда уже работал, всегда с ним рядом были его «Оптимисты» — хоть в системе профтехобразования, хоть в школе или доме культуре.

В ставропольском дворце им. Ю.А. Гагарина он учил молодежь двенадцать лет. Именно там к нему как-то пришла женщина с 12-летним мальчиком Женей. В «Оптимисты» Литвинов брал только с 17-ти, но мальчишка ни в какую не соглашался идти в детскую студию, уж очень сильно просился, пришлось взять его к себе.

Женя рос без отца, и однажды вдруг спросил: «Можно я буду называть вас папой? Вы мне нравитесь очень…». Началась дружба между маленьким и взрослым мужчинами. Михаил Данилович стал приходить к Жене в гости, познакомился с его братом и матерью поближе.

Дети часто бывают непосредственны в своих желаниях, и мальчик как-то сказал: «А женитесь на моей маме…».

— Она была очень гостеприимная, добрая, аккуратная, — вспоминает Михаил Данилович. – В общем, мы прожили вместе пять лет, но она всегда говорила мне: «Миша, я устала от твоей работы, от твоих студийцев». Они же толпами сюда ходили, и у нее какая-то ревность была.

На ее предложение как-то определиться, Литвинов выбрал свою любимую профессию режиссера – другой у него было. Вот так и положил свою жизнь на театральный алтарь Михаил Данилович Литвинов.

Трагедия не сломала

Случившееся тринадцать лет назад несчастье изменило образ жизни, но «Оптимисты» все равно остались с ним.

— На Пасху пошел святить куличи, — вспоминает Михаил Данилович. – Уступая женщине место, встал на камень, который оказался незакрепленным. В итоге попал на железный штырь, разорвал связки, пострадал нерв, который управляет ногой. Полтора года в гипсе, как тот Мересьев, лежа подметал и убирал… Да и сейчас очень плохо хожу даже с костылем.

Приехали как-то бывшие студийцы навестить своего руководителя: «А давайте у вас на дому театр организуем, вы ведь не можете без этого». Тогда Михаил Данилович махнул на это рукой, мол, ерунду говорят какую-то. Как это — дома театр? Однако мысленно все время возвращался к этому разговору и через месяц подумал: «А почему бы и нет?».

Первой стала театрализованная композиция «Мой Пушкин» по его письмам и стихам.

— Сам театр тогда был здесь, — режиссер показывает одну из комнат дома. Она небольшая, и зрители, и артисты находились практически все рядом, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

По словам руководителя, сегодня в театре играют семь человек, работают без зарплаты, только на энтузиазме, а точнее на оптимизме, что соответствует названию студии.

— В основном у меня здесь учителя и школьники. Некоторые уже более 20 лет вместе со мной. Это Галина Леонидовна Чвалун, Наталья Гавриловна Коршункова, Петр Михайлович Смагин… Все они самодеятельные артисты, выращенные и воспитанные мной. А сейчас вот уже второе поколение есть, с ними мы лет десять вместе: Марианна Мамонтова, Евгений Романов, Владимир Задов. Очень помогает творчески мне Димочка Козлов, а он – казак. Когда-то пришел ко мне еще в десятом классе, жаль сейчас стало ему сложнее приезжать, потому что живет в городе. Недавно я набрал маленьких пятиклашек, очень интересных детей: Настенька Тарасова, Вика Бочарова, Тоня Семенова.

Казаки в творческом аду

За тринадцать лет Михаил Данилович Литвинов поставил 18 полнометражных спектаклей, в их числе, трагедия Пушкина «Каменный гость», «Живи и помни» Валентина Распутина, комедия Чехова «Медведь».

— Ставили мы и главы «Тихого Дона», — вспоминает он. — Очень удачные главы, на мой взгляд. Понимаете, весь роман поставить невозможно в условиях домашнего театра. И я сделал театрализованную композицию, которая прослеживает тему любви Аксиньи, Натальи и Григория, судьбу их родителей.

К сожалению, эта постановка так же, как и «Тарас Бульба», осталась в копилке режиссера. А с казаками они сделали другую театрализованную композицию. Она называлась «Мы помним» и посвящалась 60-летию Победы.

— Я очень жесткий товарищ, — сказал артистам-казакам Литвинов. – У меня пятидневка, по пять-шесть часов каждый день. Или я сделаю из вас шоколадную конфету или ничего, леденец я не люблю. Мои студийцы уже привыкли к такому ритму, а казакам сложно было выдержать муштру. И был момент, когда они ушли, но потом вернулись – не смогли смириться с тем, что не справились. Когда дошли до половины пути, я пригласил их жен, которые вынесли вердикт: «Бездарны! Вы посмотрите, как у Данилыча студийцы живут на сцене! Мы им верим, мы с ними плачем…». Это видимо казаков еще больше подстегнуло. Мы работали пять месяцев.

— Девчата, вот вы прощаетесь с казаками, ты должна к нему прижаться, — учил молодых казачек Данилыч. — Ну что ж те его как кочережку обнимаешь? Надо ж так до него дотронуться, чтобы у него все внутри заклокотало.

И сам, с трудом вставая, показывал, как нужно сделать так, чтобы мороз по коже пошел от прикосновения девушки.

— Актер, играя любовь, должен быть влюблен, тогда эти чувства передадутся зрителю, — объясняет режиссер. — Ну и добились же мы этого, понимаете?

Тогда для казаков это был как бы творческий ад, но сейчас они говорят: «Никогда мы не забудем той школы, что прошли тогда. Ты научил нас чувствовать песню, второй план, как видеть эту картинку, как общаться со зрителем, как нужно глядеть в глаза…».

— Сейчас уже недостаточно просто выйти кружочком и спеть казачью песню, — считает Михаил Данилович. — Должна быть новая форма, нужно брать азартом, яростью, ритмом.

— Как можно переодеться за 15 секунд? Это невозможно! – удивлялись казаки.

— У меня все возможно! – отвечал режиссер. И вымуштровал всех так, что артисты успевали переодеться за то время, пока горела спичка.

В этой композиции была показана роль казачества в Великой Отечественной войне через фронтовые письма, стихи, переписку воинов. И конечно, звучали казачьи песни. Выступали в Грачевке в день Победы, а там очень избалованная публика. Зал на 500 человек был забит до отказа. Многие рыдали, настолько проникновенно играли артисты, и казалось, что в спектакле задействовано около полусотни человек.

— Там был такой темп, такой ритм! Тут — переодевание, тут — стих, все быстро, а зрителям казалось, что была масса людей, — поясняет режиссер. — У меня же камерность, и там я сделал кулисы, свет везде погасил, и только работали два моих фонаря, которые расцвечивали все разным цветом.

Приходите в мой дом

У Литвинова очень тесная связь с местной школой. Дети сейчас очень мало читают, а тут смотрят спектакль и сразу его обсуждают.

— С казаками мы вместе делаем рождественские чтения, — говорит Михаил Данилович. — Они готовят певческий материал, а проходит все в нашем храме Покрова Пресвятой Богородицы, где настоятель отец Олег — добрейшей души человек, нам повезло с ним.

Наша беседа ненадолго прервалась новым знакомством. Зашел артист Владимир Задов. Он с отличием закончил в Ставрополе училище культуры и искусств, режиссерский факультет, да к тому же оказался казаком. Он профессионально занимается фотографией и очень хороший видеооператор. Оказывается, к 65-летию режиссера он создал документальный фильм «Приходите в мой дом».

— В эти тридцать минут он вместил мою судьбу, — говорит Литвинов. – А потом отвез диск Андрею Максовичу Райкину (племянник Аркадия Райкина), который дал очень высокую оценку этой работе. И после небольших доработок этот фильм примет участие в международном конкурсе.

Владимир показал мне новое помещение для театра, построенное тут же во дворе. Здесь уже самая настоящая сцена и рядками стоят стулья для зрителей. Лишнего нет ничего. Я поинтересовалась позже у Данилыча: «А где же костюмы? И кто их шьет?». Оказалось, что шьют профессиональные модистки, а хранятся дома у студийцев, так как в театре все еще не хватает для них места.

Я заметила, что кругом порядок, чистота, а дом, и сам театр довольно хорошо «экипированы». Оказалось, что Данилычу во многом помогают и друзья, и бывшие студийцы, и различные администрации. Кроме того, Литвинов стал победителем проекта «Мой дом – мой театр», в итоге – двести тысяч рублей на нужды театра. Так появились видеокамера, прожектора, холодильник, фотоаппарат, большой телевизор, музыкальный центр, отопительный котел и само здание нового театра во дворе.

За 13 лет Михаил Данилович Литвинов показал 644 спектакля, которые посмотрело около 14 тысяч зрителей из КМВ, Ипатово, Ставрополя…

Часто и очень многие задают ему вопрос: «Такой высокий профессиональный уровень игры, но почему вы делаете это бесплатно? Мы зачастую здесь получаем больше удовлетворения и эмоций, чем в том месте, где, порой, платим большие деньги. Вы хоть бы оброком каким-то брали плату: молоком, например». Улыбаясь, Данилыч отвечает: «У меня входной билет – ваша чистая душа, а все остальное за нами».

Ирина Щербакова, с. Старомарьевское, Ставропольский край
2012 год

Прокрутить вверх